Михалко́в-Кончало́вский А. С., см. Кончаловский А.С.
михалков-кончаловский анд. сер
Гуманитарный словарь
МИХАЛКО́В-КОНЧАЛО́ВСКИЙ Анд. (Андрон) Сер. (род. 1937) - реж., сценарист. Учился в муз. уч-ще им. Гнесиных, в 1962-65 на реж. ф-те ВГИКа (мастерская М. Ромма). В 1962 дебютировал короткометр. ф. "Мальчик и голубь" (с Е. Осташенко, приз МК в Венеции, 1962), снятом в стиле поэтич. реализма. В 1965 поставил ф. "Первый учитель" (по Ч. Айтматову), в 1967 - "История Аси Клячкиной, которая любила, да не вышла замуж" (вып. - 1988). Раннюю режиссуру М.-К. отличают жесткая док. манера, использование методов "прямого" кино, непроф. исполнителей и вместе с тем обнажение трагич. коллизии, интерес к сильным, незаурядным характерам. Черты драмы идей заметны в ф., снятых М.-К. по произв. рус. классики: "Дворянское гнездо" (1969), "Дядя Ваня" (1971, приз МКФ в Сан-Себастьяне, 1971). В 1974 поставил один из самых дискуссионных сов. ф. 70-х гг. "Романс о влюбленных" (гл. приз МКФ в Карлови-Вари, 1974), синтезировавший мотивы классич. трагедии, мелодрамы и рок-оперы. В 1979 снял ф. "Сибириада" (4 сер., спец. приз на МКФ в Каннах, 1979) - мифоэпич. повествование о полувековой истории Сибири. С нач. 80-х гг. М.-К. работает в США. В ф. "Любовники Марии" (1984) перенес мотивы прозы А. Платонова в послевоен. Америку. В ф. "Сбежавший поезд" (1985), снятом по сюжету А. Куросавы, предпринял попытку соединения филос. проблематики с жанром триллера. Элементы филос. притчи присутствуют в ф. "Скромные люди" (1987). В 1986 снял психол. драму "Дуэт для одного", в 1989 - полицейский боевик "Танго и Кеш". В 1990 поставил ф. "Гомер и Эдди". М.-К. автор и соавтор сценариев своих картин, а также ф. "Ташкент - город хлебный" (1968), "Песнь о Маншук" (1969), "Одной жизни мало" (1974), "Андрей Рублев" (1966, с А. Тарковским), "Конец атамана" (1971), "Лютый" (1973), "Ждем тебя, парень" (1982, все - с Э. Тропининым), "Седьмая пуля" (1972) и "Раба любви" (1975, с Ф. Горенштейном), "Поклонник" (1973, с А. Адабашьяном), "Транссибирский экспресс" (1977, с А. Адабашьяном и Н. Михалковым), "Ближний круг" (1992, СССР-США), "Курочка Ряба" (1994, совм. с Францией).
Лит.: Парабола замысла. М., 1977; Богомолов Ю. Андрей Михалков-Кончаловский: Творч. портрет. М., 1990.
Н. С. Михалков и А. С. Михалков-Кончаловский
Полезные сервисы
михалков-кончаловский андрей сергеевич
Энциклопедический словарь
МИХАЛКОВ-КОНЧАЛОВСКИЙ Андрей Сергеевич - МИХАЛКО́В-КОНЧАЛО́ВСКИЙ Андрей (Андрон) Сергеевич (р. 20 августа 1937, Москва), российский кинорежиссер, сценарист. Народный артист РСФСР (1980). Лауреат Государственной премии Казахской ССР (1972). Сын С. В. Михалкова (см. МИХАЛКОВ Сергей Владимирович) и Н. П. Кончаловской (см. КОНЧАЛОВСКАЯ Наталья Петровна) и брат Н. С. Михалкова (см. МИХАЛКОВ Никита Сергеевич), внук П. П. Кончаловского (см. КОНЧАЛОВСКИЙ Петр Петрович).
«Первый учитель» и Ася Клячина
В 1957 окончил музыкальное училище при Московской консерватории, в 1957-1959 учился в Московской консерватории. Кинематографическое образование получил в 1965, окончив режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. И. Ромма (см. РОММ Михаил Ильич)).
Свой дебютный фильм Михалков-Кончаловский снимал в Киргизии. Это была экранизация повести Чингиза Айтматова «Первый учитель». Снятый в жесткой и в то же время страстной манере, вдохновленной кинематографом Куросавы (см. КУРОСАВА Акира) , фольм рассказывал о разрушительной силе энергии революционного фанатизма. Слишком искренней и жертвенной была борьба учителя Дюйшена за «светлое будущее» его народа, чтобы не сочувствовать ему, как сочувствовали полубезумному революционеру земляки, немногочисленные жители кишлака, окруженного каменными стенами гор. В этой картине Михалков-Кончаловский в полной мере продемонстрировал свое блестящее режиссерское дарование и умение работать с актерами. В «Первом учителе» прекрасно играли Суйменкул Чокморов и Наталья Аринбасарова, ставшая супругой режиссера.
Следующей работой стала «История Аси Клячиной...» (1967), которая продолжила исследования сознания «строителя социализма», «простого советского человека». Фильм строился на достоверном, почти документальном наблюдении за крестьянами средней полосы России. Но как только на экране оказывалась конкретная человеческая судьба, социально-производственные, идеологические обряды советских колхозников отступали на второй план. Историю Аси Клячиной режиссер продолжил, но уже в 1994, показав свою героиню на новом историческом витке. Однако в «Курочке Рябе» разговор о судьбах России приобрел притчево-анекдотическую заостренность.
Семидесятые годы
В своих экранизациях классических произведений русской литературы («Дворянское гнездо», 1969; «Дядя Ваня», 1970) Михалков-Кончаловский исследует тему родного дома, гнезда. По каким-то мало постижимым для героев законам их родной дом оказывается шатким, кренящимся к разрушению. Как Лаврецкий (Л. Кулагин) в «Гнезде», так и Астров (С. Ф. Бондарчук (см. БОНДАРЧУК Сергей Федорович)) и Войницкий (И. М. Смоктуновский (см. СМОКТУНОВСКИЙ Иннокентий Михайлович) ) в «Дяде Ване», ищут опору для себя в родной почве, с большим трудом нащупывают ее, а то и утрачивают навсегда.
Самыми выразительными с визуальной точки зрения стали многослойный в жанровом отношении «Романс о влюбленных» (1974) и кинопоэма «Сибириада» (1978), вызвавшие бурные споры в кинематографической среде. Именно здесь наиболее полно Михалков-Кончаловский воплотил феномен миросознания советского «простого человека».
Работа за границей. Возвращение
В начале 1980-х годов Кончаловский уехал на запад, где снял несколько картин в США: «Возлюбленные Марии» (1984), «Поезд-беглец» (1985), «Счастливые люди» (1987), «Гомер и Эдди» (1989, Гран-при Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне). Всем этим фильмам сопутствовал относительный успех.
В начале 1990-х годов вернулся в Россию, где поставил два фильма: «Ближний круг» (1992) и уже упомянутую «Курочку Рябу». В 1998-1999 выпустил две автобиографических книги, связанных общим замыслом: «Низкие истины» и «Возвышающий обман», в которых с обнаженной откровенностью поведал о собственной судьбе человека и художника.
В 2002 на Венецианском фестивале фильм Кончаловского «Дом дураков» (2002) был удостоен Гран-при.
В 2005 снял фильм «Московский холод», к которому сам написал сценарий.